Основная образовательная программа
Основная
образовательная программа МБДОУ Курумканский детского сада «Родничок»
разработана педагогическим коллективом в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от
17 октября 2013 года №1155 г. Москва.
ООП
ДОУ рассчитана на пять лет дошкольного периода детства. Основная
образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности
детей в каждом возрастном периоде дошкольного детства. Она обеспечивает
построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и
всестороннее развитие ребенка: физическое, социально- коммуникативное,
художественно-эстетическое, познавательное и речевое. Программа включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО. Объем частей 60 % и 40%. Обязательная часть Программы
(инвариантная часть) соответствует примерной основной образовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
А.Васильевой. М: Мозаика- Синтез,2014г. Ее корректировка осуществляется
ежегодно в соответствии с результатами анализа ее выполнения.
Цель
Программы (инвариантная часть): создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Задачи
программы (инвариантная часть): Охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ихØ
эмоционального благополучия; Обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка вØ
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Обеспечение преемственности целей, задач и
содержания образования,Ø реализуемых в рамках образовательных
программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования). Создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастнымиØ
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс наØ
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здоровогоØ образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей. Формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, - индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Региональный компонент: Приобщение дошкольников к традиционной
культуре, языку, традициям бурятского народа.
Задачи:
Создание системы форм и способов
воспитательно-образовательного процесса для:
·
формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей с использованием
традиций этнопедагогики бурятского народа.
Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников,
развивать
·
нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность
сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях
толерантность в полинациональном обществе.
Формировать представления детей о географических, климатических,
социальноэкономических особенностях малой Родины;
· Вызвать интерес к жизни людей разных
национальностей родного края, их жизни,
·
быту, культуре, языку, традициям;
Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
· Способствовать развитию личности, опираясь на
основы народной культуры.
·
Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и
характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного
искусства. Активизировать творческий,
познавательно-речевой потенциал через
·
экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия. Сохранение и приумножение семейных традиций,
формирование духовной
·
личности; Сформировать ценностные
отношение к природе родного края и чувство
·
сопричастности к ее сбережению;
Формировать представления о достопримечательностях родного края,
·
исторических корнях района, символике;
Расширять представления о природных богатствах Курумканского района,
·
Республики Бурятия: растительном и животном мире; полезных ископаемых; Развивать у дошкольников навыки познавательно
- исследовательской, творческой деятельности.
Принципы
и подходы к формированию основной образовательной программы:
Программа
на первый план выдвигает развивающую функция образования, обеспечивающую
становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные
особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного
воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.). Программа построена
на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а
также способностей и интегративных качеств. В основе реализации основной
образовательной программы лежит культурноисторический и системно
деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС,
который предполагает: полноценное
проживание ребѐнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста),
обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарѐнных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах
деятельности; партнерство с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности; возрастную
адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития); учѐт этнокультурной ситуации
развития детей. Обеспечение преемственности дошкольного общего и начального
общего образования. Приоритетными
задачами развития и воспитания детей:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; Обеспечение эмоционального благополучия детей
укрепления здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни; Развитие детско - взрослого сообщества:
создание единой интегрированной образовательной среды для взаимодействия всех
субъектов процесса посредством развития детско – взрослого сообщества,
повышение роли родителей и педагогов в управлении и развитии МБДОУ; Развитие
профессионального мастерства педагогов (использование модели субъект -
субъектного взаимодействия, внедрения технологий развивающего обучения,
направленных на амплификацию детского развития); Приобщение ребенка к культурам своей малой
родины, Бурятии, воспитание уважения к культурам других народов; Повышение качества образовательных услуг в
условиях дошкольного учреждения посредством интеграции дошкольного и начального
образования. Содержание педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное
развитие", "Социально-коммуникативное развитие",
"Художественно-эстетическое развитие", «Речевое развитие» входят в
модель организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании. Каждая
образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
1.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация,
развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе;
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ
безопасности.
2.
Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных
математических представлений; развитие познавательно-исследовательской
(конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира и расширение
кругозора.
3. Образовательная область «Речевое развитие»:
развитие речи; ознакомление с художественной литературой.
4. Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»: изобразительная деятельность
(рисование); лепка; аппликация; музыкальная деятельность.
5. Образовательная область «Физическое
развитие»: физическая культура. Количество и продолжительность организованной
образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами и требованиями действующего СанПин.
Перерывы
между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10
минут, Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др.