Основная образовательная программа МБДОУ Курумканский детский сад "Родничок"
Описание образовательной программы
Образовательная программа
МБДОУ Курумканский детский сад «Родничок» разработана
педагогическим коллективом в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября
2013 года №1155 г. Москва.
Образовательная
программа рассчитана на пять лет раннего и дошкольного периода
детства. Образовательная программа охватывает все основные моменты
жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде дошкольного детства.
Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного
на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое.
Программа включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО. Объем частей 60 % и 40%. Обязательная часть
Программы (инвариантная часть) соответствует примерной основной образовательной
программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г.
Ее корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами
анализа ее выполнения.
Вариативная
часть разработана как часть, формируемая участниками образовательных отношений
по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Цель
Программы
(инвариантная часть): создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка
к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Задачи программы (инвариантная часть):
Охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей.
Обеспечение преемственности целей,
задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования).
Создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
Формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности.
Обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей.
Обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Региональный
компонент:
Приобщение
дошкольников к традиционной культуре, языку, традициям бурятского народа.
Задачи:
· Создание
системы форм и способов воспитательно-образовательного процесса для
формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей с
использованием традиций этнопедагогики бурятского народа.
· Воспитывать
патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные
качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать,
любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в
полинациональном обществе.
· Формировать
представления детей о географических, климатических, социально-экономических
особенностях малой Родины;
· Вызвать
интерес к жизни людей разных национальностей родного края, их жизни, быту,
культуре, языку, традициям;
· Побуждать
детей к изучению истории и настоящего родного края.
· Способствовать
развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний
об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях
декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
· Активизировать
творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую
деятельность, фольклорные встречи, занятия.
· Сохранение
и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности;
· Сформировать
ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее
сбережению;
· Формировать
представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях
района, символике;
· Расширять
представления о природных богатствах Курумканского района, Республики Бурятия:
растительном и животном мире; полезных ископаемых;
· Развивать
у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой
деятельности.
Принципы и подходы
к формированию основной общеобразовательной
программы:
Программа на первый план
выдвигает развивающую функция образования, обеспечивающую становление личности
ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что
соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»
(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.).
Программа построена на позициях
гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее
развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств.
В основе реализации основной
образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный
подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
· полноценное
проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста),
обогащения (амплификации) детского развития;
· индивидуализацию
дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья);
· содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
· поддержку
инициативы детей в различных видах деятельности;
· партнерство
с семьей;
· приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
· возрастную
адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
· учёт
этнокультурной ситуации развития детей.
· обеспечение
преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Приоритетными задачами развития и
воспитания детей:
Охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей;
Обеспечение эмоционального
благополучия детей укрепления здоровья детей, воспитание потребности в здоровом
образе жизни;
Развитие детско - взрослого
сообщества: создание единой интегрированной образовательной среды для
взаимодействия всех субъектов процесса посредством развития детско – взрослого
сообщества, повышение роли родителей и педагогов в управлении и развитии МБДОУ;
Развитие профессионального
мастерства педагогов (использование модели субъект - субъектного
взаимодействия, внедрения технологий развивающего обучения, направленных на
амплификацию детского развития);
Приобщение ребенка к культурам своей
малой родины, Бурятии, воспитание уважения к культурам других народов;
Повышение качества образовательных
услуг в условиях дошкольного учреждения посредством интеграции
дошкольного и начального образования.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие",
"Социально-коммуникативное развитие",
"Художественно-эстетическое развитие", «Речевое развитие»
входят в модель организованной образовательной деятельности. Они
реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в
календарном планировании.
Каждая
образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
1. Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»:
социализация, развитие
общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе;
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
формирование основ безопасности.
2. Образовательная
область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических
представлений; развитие познавательно-исследовательской (конструктивной)
деятельности; формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
3. Образовательная область
«Речевое развитие»: развитие речи; ознакомление с художественной
литературой.
4.
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»: изобразительная деятельность (рисование); лепка; аппликация;
музыкальная деятельность.
5.
Образовательная область «Физическое развитие»: физическая культура.
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020)
Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее
10 минут, Образовательную деятельность, требующую повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую
половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный
подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской деятельности.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные
игры, спортивные праздники, экскурсии и др.